Размер шрифта
A
A
A
Цвет сайта
ЧБ
БЧ
СГ
КБ
Изображения
Выкл
Сбросить настройки
Закрыть
Ленинградское областное государственное
стационарное бюджетное учреждение социального обслуживания
СЯСЬСТРОЙСКИЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ
Навигация по сайту Навигация по сайту
Версия для слабовидящих
8 (81363) 5-20-42
Информация о проверках
Архивы документов


 32122312.jpg

В Ленинградской области работает телефонная линия "Противодействие коррупции".

Телефонный номер: 8 800 250-47-04

Телефонная линия «Противодействие коррупции» функционирует круглосуточно в режиме автоматического приема сообщений граждан и юридических лиц о возможных нарушениях или о фактах нарушения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

 

1. Что такое коррупция? Какие действия можно отнести к коррупционным правонарушениям? 

Понятие коррупции раскрывается в части 1 ст. 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Так установлено, что коррупция - это:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Исходя из трактовки федерального закона, к коррупционным деяниям можно относить не только вымогательство или получение взятки должностным лицом, но его непосредственное злоупотребление своими должностными полномочиями, их использование в личных интересах, а также интересах близких или доверительных лиц.

К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния:

1) мошенничество совершенное лицом с использованием своего служебного положения (ст. 159 УК РФ)

2) присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ);

3) воспрепятствование законной предпринимательской деятельности или иной деятельности  (ст. 169 УК РФ);

4) регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ);

5) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);

6) нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов или иное нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ и ст. 285.2 УК РФ);

7) внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285.3 УК РФ);

8) превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);

9) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);

10) получение взятки (ст. 290 УК РФ);

11) дача взятки (ст. 291 УК РФ);

12) служебный подлог  (ст. 292 УК РФ) ;

13) халатность (ст. 293 УК РФ);

14) провокация взятки (ст. 304 УК РФ).

Необходимо помнить, что преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях (глава 23 УК РФ), не могут быть отнесены к числу коррупционных, поскольку они непосредственно не причиняют вреда интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления.

В целом, к коррупционным правонарушениям относятся деяния, выражающиеся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций и вопросов местного значения муниципальных образований (городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения), либо в предоставлении данным лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц.

К коррупциогенным правонарушениям (т.е. нарушениям, которые могут привести к коррупционным преступлениям) могут относиться все нарушения законодательства в сфере прохождения государственной и муниципальной службы, соблюдения всех ограничений и запретов, наложенных на должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.

2. Что такое «противодействие коррупции»? 

Противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

3. Что является предметом взятки? 

Предметом взяточничества (статьи 290, 291 и 291.1 УК РФ) и коммерческого подкупа (статья 204 УК РФ), наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом, могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.

Под незаконным оказанием услуг имущественного характера следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).

Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статья 1225 ГК РФ). Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях").

4. Какие действия можно считать вымогательством взятки? 

Под вымогательством взятки (пункт "б" части 5 статьи 290 УК РФ) или предмета коммерческого подкупа (пункт "б" части 4 статьи 204 УК РФ) следует понимать не только требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан) (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях").

5. Может ли посредник во взяточничестве быть привлечён к уголовной ответственности? 

Да, может.

Взятка может быть получена и дана через посредника (третье лицо). Посредником во взяточничестве является лицо, которое непосредственно получает или передает определенные ценности, заменяя тем самым взяткополучателя или взяткодателя. Действия посредника могут характеризоваться отсутствием личной заинтересованности и личной инициативы. Уголовная ответственность посредника во взяточничестве (соучастника деяния) в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33 Уголовного кодекса РФ.

Если же третье лицо (посредник) получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи их должностному лицу в качестве взятки, но заведомо решает присвоить их, то содеянное им деяние квалифицируется как мошенничество. Действия владельца ценностей (взяткодателя) в таком случаи относятся к категории «покушение на дачу взятки».

6. Возвращаются ли взяткодателю денежные средства и иные ценности, ставшие предметом взятки? 

Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки или коммерческого подкупа и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства на основании пункта 4 части третьей статьи 81 УПК РФ как нажитые преступным путем.

Освобождение взяткодателя либо лица, совершившего коммерческий подкуп, от уголовной ответственности по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки или предмета коммерческого подкупа.

Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки или о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества в виде коммерческого подкупа, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки или коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу.


Ответственные по противодействию коррупции: заместитель директора ЛОГБУ "Сясьстройский ПНИ"  Журавель М.Б., юрисконсульт Антонова Т.В.

 телефон ответственного по противодействию коррупции : 8-813-63-610-75    доб.218#

Документы по теме

Порядок сотрудничества с правоохранительными органами (513Кб)